История советских регистрационных номеров
Автомобили начали заполонять российские дороги не так уж и давно. Хоть и сделали они это довольно быстро, но изначально люди ездили на иных средствах передвижения. Первым подобием колесного транспорта, способного перевозить людей, стала возница. Чтобы на дорогах соблюдался порядок, блюстители безопасности дорожного движения контролировали все ТС. Соответственно, под их контролем были и возницы. На их плечи возложили регистрацию возниц с выдачей специальных номеров. С тех пор эта процедура стала обязательной и дошла до наших времен.
Но прежде чем, дойти до нас, номерной знак много раз видоизменялся. Изначально владельцам возниц выдавали бляхи, на которых был регистрационный номер. Их выдавали после регистрации. Это означало, что извозчики исправно платят налог в государственную казну каждый год. Это также было привилегией на дорогах, которая ограждала от постоянных проверок.
Так как транспортных средств в это время было не так много, регистрация по большей части была лишь для того, чтобы соблюдать правила порядка. Лишь позже, когда начали появляться машины и их становилось все больше, регистрация авто стала играть более значимую роль. Сегодня, чтобы найти ту или иную машину, достаточно проверить базы данных. Таким образом удается оперативно вычислить преступника или угнанную машину.
Но раньше учет транспортных средств вели лишь для порядка и первыми начали жители Мюнхена. Потом переняли эту традицию и в других странах: Париже, Нью-Йорке, Лондоне и многих других.
В России, когда ещё не настало революционное время, правила по регистрации транспортных средств разрабатывали городские власти. В июне 1900 года Городская Дума Санкт-Петербурга приняла постановление «О порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях». В это постановление входили определенные требования для владельцев ТС и самих автомобилей. Все водители обязаны были проходить врачей, чтобы те дали подтверждение о том, что человек в состоянии водить авто. Каждое транспортное средство нужно было отвозить на технический осмотр каждый год. Авто регистрируется, а владелец получает для ТС номерные знаки и паспорт ТС.
Но вот задержаться этим правилам надолго не получилось, так как в те годы транспортных средств был мало и с авариями или нарушением закона приходилось сталкиваться редко. Лишь в 1904 году регламент по обязательной регистрации ТС начал возвращаться благодаря рижанам в Российской империи. Через 5 лет начали утверждать правила, касающиеся этого вопроса. Была принята «Международная конвенция относительно передвижения автомобилей» на конференции, собранной из-за проблемы автомобилизма, которая прошла в Париже. В это время и узаконили обязательства регистрации авто.
В России в 1910 году Николай II ратифицировал административные уложения для автолюбителей. Теперь регистрация транспортных средств для всех стала обязательной процедурой. Ближе к концу 20-х годов на московских дорогах увеличивается количество машин. В связи с этим, пришлось видоизменять комбинации кодов, которые использовались на номерных знаках. К основному номеру стали приписывать букву. Но это были лишь первые изменения, так как комбинации постепенно сокращались, а количество транспортных средств увеличивалось.
Расшифровка автомобильных номеров СССР
Старые советские номера довольно сильно отличаются от тех, которые выдают автолюбителям сегодня. Раньше совсем по-другому обозначали принадлежность транспортного средства к тому или иному региону. Вместо цифр использовали буквы. Буквенные комбинации наносили так, чтобы всем было понятно на интуитивном уровне, откуда ТС. Например, Бурятскую ССР обозначали БУ, для Киева было обозначение КИ, а для Ленинграда – ЛЕ, ЛГ.
Но букв в алфавите недостаточно было, чтобы обозначить все транспортные средства, поэтому начали разбавлять иной буквой, оставив при этом первую букву региона, например, Брестская область обозначалась как БН.
Госты номерных знаков СССР
С 1920 года московские дороги стали активно заполняться автомобилями. Номерных комбинаций стало уже довольно много, и чтобы облегчить процесс регистрации, номер было решено разбавлять буквой. В эти годы номерные знаки выглядели следующим образом: 1 буква, 4 цифры через тире. Черные цифры и буквы наносили на белые рамки. Спереди и сзади крепили одинаковые номерные таблички. Этот стандарт становится первым общесоюзным в 1930 году.
Как только закончилась война, автомобильные номера стали выпускать желтого цвета. За регистрацию транспортных средств теперь начали отвечать не городские власти, а милицейские сотрудники. Но и этот стандарт надолго не прижился, так как уже через четыре года были внесены новые правки. К букве в начале кода стали приписывать дополнительную цифру. С июля 1936 года и до сегодняшнего дня регистрацией авто занимаются сотрудники ГАИ и ГИБДД.
С этого года утверждается новый стандарт на гос номер СССР: цифры и буквы наносят белым цветом, а фон таблички делают черным. Сам код состоял из двух букв и четырех цифр, которые наносили через тире. Раньше спереди и сзади монтировали одинаковые номерные знаки, но с обновленными правилами сзади начали крепить таблички с двурядным нанесением символов.
В довоенных советских номерах буквы наносили по середине, но после ВОВ сместили к левому углу. К 1946 году номерные знаки снова претерпели изменения. Теперь символы имели черный цвет и наносились на желтые рамки. Буквы стали делать другим шрифтом, они уменьшились на фоне цифр. На знаке, который крепился спереди машины, код находился слева в углу, а для заднего знака код наносили в верхней строчке по центру.
Поток транспортных средств не уменьшался, а с каждым годом лишь увеличивался. Комбинации символов на советский номер снова начали иссякать.
В 1959 году пришлось снова обновлять правила на автомобильные номера СССР. Теперь на черные рамки печатали символы белого цвета, а буквы стало три. Обновления продержались до 1982 года без изменений.
После окончания московской олимпиады в 1980 году номера старого авто стали выпускать по ГОСТ 3207 65 белые. Это то самое время, когда государственные регистрационные номерные знаки начали разделять на частные и казенные.
С 1994 года стандарт СССР нового образца выглядит следующим образом: регион обозначается цифрами, для каждого региона по две цифры, редко по три. Этот стандарт действует и сегодня. Таким образом, автономера добрались до нашего времени, а самые старые номера можно встретить даже в музеях или антикварных лавках.